Проверка кредитной истории заемщика| credit888.ru »

ПРОВЕРКА КРЕДИТНОЙ ИСТОРИИ

Кредитную историю заемщика банки проверяют сразу по нескольким бюро кредитных историй, основные:

  • НБКИ (Национальное Бюро Кредитных Историй)
  • БКИ (Бюро Кредитных Историй)
  • ОКБ (Объединенное кредитное бюро)
  • Эквифакс (Eqifax)
  • Кронос
  • Русский стандарт (кредитное бюро банка «Русский Стандарт»).

Если заемщик сам хочет проверить кредитную историю, то 1 раз в год он может сделать это бесплатно в офисах этих организаций. Бесплатная проверка занимает от 30 до 40 минут. Клиент получает выписку на электронную почту и в виде распечатки.

Брокеры для своих клиентов делают быструю проверку кредитного рейтинга, как правило, бесплатно. По ее результатам брокер принимает решение, может он помочь заемщику, или нет.


Кредитная история – кредитный паспорт заемщика

 

Кредитная история (КИ) – это кредитный «паспорт» человека, в котором содержится вся информация о полученных им кредитах и их погашении. Банки обязаны не реже раза в месяц передавать в бюро кредитных историй (БКИ) информацию об очередном платеже заемщика, но, по факту, они делают это гораздо чаще. Поэтому стоит заемщику просрочить платеж – на следующий день в его кредитной истории уже может быть запись об этом.

 

Зачем нужна кредитная история? Банки запрашивают информацию о ней, когда получают обращение о выдаче займа от потенциального заемщика, т.к. состояние кредитной истории – основополагающий критерий любого скоринга. Заемщику имеет смысл ознакомиться со своей кредитной историей – чтобы оценить перспективность получения нового кредита, понимать, корректно ли закрыты предыдущие денежные займы, нет ли в КИ кредитов, которые он не брал (это может быть и ошибкой, и мошенничеством).

 

КИ хранятся в бюро кредитных историй, которых более тридцати, но банки чаще всего запрашивают информацию в основных 5, в которых хранится до 99% всех кредитных историй: Национальное Бюро Кредитных Историй (НБКИ), Кронос, Объединенное кредитное бюро (ОКБ), Эквифакс (Eqifax) и кредитное бюро банка «Русский Стандарт».

 

В кредитной истории содержатся титульная, основная, дополнительная (закрытая) и информационная части. Они включают паспортные данные, данные об ИНН и номере пенсионного страхования (СНИЛС), месте постоянной прописки и фактического проживания, регистрации в качестве ИП и учреждении организаций, решении суда, признавшем гражданина недееспособным. О займах, выплаченных процентах, просрочках, судебных исках, алиментах, невыплаченных штрафах и налогах и других обязательных просроченных платежах. Подробная информация отдельно по каждому кредиту, в т.ч. невыданному (т.е. о всех обращениях в кредитные организации), всех выплатах, просрочках, досрочных погашениях и пр. Указания об отказах в кредитах содержат причины отказа.

 

Причины падения кредитного рейтинга

 

КИ испортить очень просто. Достаточно один раз просрочить платеж – и скоринговый балл в кредитной истории заметно понизится. Причем отображается только задержка платежа без ее причины. Если произошел технический сбой при перечислении денег, проблема с банкоматом, невнимательность представителя банка, распечатавшего платежку – кредитная история портится именно у заемщика. Соответственно, заемщику при внесении очередного платежа следует быть предельно внимательным, оплату лучше производить в офисе банка и настаивать на начислении именно той суммы, которая прописана в графике платежей. Также после проплаты денег в кассе банка необходимо сравнить зачисленную сумму с суммой, числящейся в графике платежей. При несовпадении – довнести необходимое, пусть это даже будет 5 копеек, не обращая внимания на реплики сотрудников банка о необязательности этих действий.

 

Следует учитывать, что банки не любят досрочных погашений кредитов. Поэтому, если денежный займ взят на 3 года, то и выплачивать его надо 36 месяцев. Иначе, считая себя хорошим клиентом данного банка, в сложный момент заемщик получит отказ без объяснения причин.

 

Как улучшить кредитную историю?

 

Улучшить кредитную историю возможно лишь своевременным погашением остатков долга после просрочки. Важно соблюдать следующие правила:

  1. Не нужно выплачивать всю сумму оставшегося после просрочки кредита единовременно. Т.е., если возникла просрочка, необходимо внести пропущенные платежи порознь (если просрочка была 3 месяца, следует сделать 3 платежа по одному за каждый месяц, а не один платеж за 3 месяца).
  2. Далее выяснить у сотрудника банка сумму штрафов, набежавших за время просрочки (он должен выдать квитанцию) и оплатить эти пени в кассе банка.
  3. Потом необходимо ежемесячно вносить платежи по оставшемуся займу точно в срок.
  4. И, самое главное, — последний платеж необходимо платить в офисе банка, получив последнюю квитанцию на остаток кредита от сотрудника банка. Очень часто этот остаток не совпадает с тем, что прописано в графике платежей – он может быть чуть меньше или чуть больше. Если остаток не будет совпадать с тем, что прописано в графике платежей, счет не закроется и кредит могут не посчитать закрытым, что послужит причиной негатива в кредитной истории. И через несколько месяцев заемщика потревожат коллекторы с сообщением о просроченном кредите.
  5. Если заемщик хочет улучшить кредитную историю, после выплаты просроченного кредита ему следует оформить небольшой займ в магазине бытовой техники на товары, которые не являются «рискованными» (телевизор, планшет, телефон и другая «ликвидная» цифровая техника). Т.е., взяв в кредит стиральную машину и погасив займ в срок по графику, заемщик повысит свой скоринговый балл. Два или три таких кредита, погашенных по графику в срок, позволят заемщику вновь стать желательным клиентом для банка и получать потребительские кредиты.

Обращаться в МФО (микро-финансовые организации) для улучшения кредитной истории не следует, т.к. банки рассматривают открытые и погашенные в МФО счета как негатив.