Не секрет, что люди, оформив кредит, не всегда в состоянии его выплачивать. Это происходит по разным причинам. Кто-то заболел, кто-то остался без работы, кто-то просто не рассчитал свои финансы… Причин множество. Так или иначе, эта проблема появилась не вчера и даже не сто лет назад. Она появилась одновременно вместе с первыми ростовщиками.
Итак, что же происходит, если заемщик не платит? В силу каких-то причин заемщик не внес вовремя платеж за кредит. Через пару-тройку дней ему звонит банковский сотрудник для прояснения ситуации. Если заемщик заявит, что заболел и внесет платеж в течение пары недель, как только выздоровеет, и обещание исполнит, то инцидент на этом и закончится.
Другое дело, если платеж так и не будет внесен. В этом случае дело заемщика переходит в отдел взыскания банка. Сотрудники этого отдела достаточно назойливо и не сильно вежливо начнут интересоваться: «Когда, малоуважаемый, деньги вернешь». Сейчас количество звонков ограничено законом (см. ФЗ 230), но далеко не всех эти ограничения останавливают. Звонят с мобильных, треплют нервы – и попробуй докажи, что звонят сотрудники банка. Мало ли кто может Вам позвонить и наговорить гадостей.
Если и звонки не действуют, могут заехать домой. Приезжает обычно пара дяденек и серьезным тоном интересуется: «Почему не платишь, любезный наш. Договор же подписывал!». Пускать их в квартиру вовсе не обязательно, можно поговорить через дверь, подписывать ничего нельзя КАТЕГОРИЧЕСКИ. Если предлагают ознакомиться с какими-то документами – порекомендуйте оставить документы в почтовом ящике.
Со временем количество звонков уменьшается, но это не значит, что банк про долг забыл и оставит Вас в покое.
Через три месяца после прекращения платежей заемщик становится злостным неплательщиком и его дело часто передают в коллекторское агентство.
Коллекторское агентство – это фирма, созданная для взыскания с должников долгов за вознаграждение. Деятельность сама по себе мутная и почти на грани преступной. Представьте себе людей, не нашедших для себя дела по душе, но любящих безнаказанно говорить людям гадости, оскорблять их и унижать. Вот это и есть коллекторы.
Было время, когда их деятельность не регулировалась государством, от слова ВООБЩЕ. Именно тогда эти существа доводили задолжавших банку заемщиков до нервных срывов и самоубийств. Должникам звонили чуть ли не круглосуточно и, осыпая оскорблениями и угрозами, требовали рассчитаться с банком. Нет смысла описывать это – желающие всегда могут найти в интернете аудиозаписи подобных «разговоров».
Сейчас им вроде как хвосты поприщемили (см. поправку к ФЗ 230 от 1 января 2017) и откровенная уголовщина от коллекторов сходит на нет.
Что же надо знать, общаясь с коллекторами?
1 января 2017 г. вышли поправки к ФЗ № 230 от 03.07.2016 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», службам взыскания банков и коллекторским агентствам запрещено: